Владельцы крупных автотранспортных предприятий, также как и не очень крупных думают, что воровать бензин могут только водители дальнобойщики, которые приписывают километраж или те, кто экономят на правильном управлении машиной на трассе. Есть такие владельцы компании, что считают, воровства у них нет или просто хотят так считать. Думая, если водителю надо, он и так найдет, как это сделать. Тем самым ставя себя в глупое положение, имея серьезный бизнес, заработанный годами, не хотят с этим бороться. Возникает вопрос – почему?
Первый вариант ответа заключается в том, что владельцы не верят в эффективность систем сбора данных. Второй, это когда выбрано, и приобретено оборудование дешевое, и которое само по себе в принципе не может давать точных данных или работает с ошибками. И третий главный вариант, это сговор сотрудников компании от простого водителя и механика до директора по логистике. Именно в последнем варианте, все дело в доле, в крупных компаниях очень трудно это контролировать, но не стоит упускать именно этот аспект в ведении бизнеса.
Интересным является то, что сами водители в цепочке данных операций обычно были самыми скромными получателями гонорара, всего 10-25% от реализации слитого топлива.
Давайте опишем наиболее популярные методы кражи топлива или как воруют топливо, которые можно разделить на два метода – слив и махинации на АЗС.
Самая простая схема слива топлива и всем известная. Во время остановки на обочине с бака в специально приготовленные канистры сливается топливо, а затем знакомым продается это топливо по цене чуть дешевле рыночной. Такой способ изжил себя, и практически везде нейтрализован с введением систем контроля над транспортом. Бывают варианты, когда в баке делается отверстие и по специальной трубочке, постепенно во время движения собирается топливо в специальную емкость.
В крупных компаниях, воровство может достигать промышленных масштабов. Как воруют водители бензин? Например, водители бензовозов могут использовать специальные ухищрения. В том числе магниты, чтобы при их заправке фиксировалось количество топливо меньше, чем реально поступает. Как это побороть — установить систему контроля, синхронизации, как на раздаче, так и уровня топлива в баке. В случае отличия показаний, пусть даже не значительных можно говорить о нарушении.
Многие компании, решили бороться с этой проблеме «по старой схеме», они производят замеры данных одометров и тахографа, веря показания этих приборов. Водители всегда говорят о погрешности приборов GPS, и расхождении их данных с реальным пробегом (про скручивание пробега и определение по признакам мы уже разбирали). Но почему-то всегда в большую сторону. В таких компаниях приборы учета обычно находятся в недоступном месте..Опломбируется доступ к нему, но водители обычно находят выход. Они выводят из строя сам трос, передающий пробег и жалуясь своему механику на поломку, сами выполняют его ремонт. В этот момент производится дополнительная врезка, куда с легкостью можно подключать моторчик, который будет увеличивать пробег машины и тем, самым увеличивать количество необходимого топлива. И отметим, что при данном расчете, расход топлива ведется по математическим показателям, которые не учитывают многие факторы. Влияющие на расход, а именно: метеорологические условия, загруженность машины, использование кондиционера или других приборов, покрытия дороги и так далее.
И еще один простой, и популярный способ воровства, это метод, когда на АЗС берутся чеки на бензин на большую сумму, а заправляются меньшим количеством топлива. Также популярно использование корпоративных карт при заправке собственных автомобилей. В данном сговоре участвуют и управляющие АЗС. Им не хочется терять крупных клиентов.
Как бороться с данной проблемой?
Полностью избавиться от проблемы очень сложно, но минимизировать потери. Это главная задача любого собственника. Существуют комплексные системы контроля за транспортом, и количеством расходуемого топлива. Данные собираются из различных источников, в том числе и из бака автомобиля, они следят за расходом топлива. Были случаи, когда после введения таких систем, что слить топливо стало не возможно. Водители, сговорившись в одно, заранее оговоренное время, блокировали систему контроля, и все одновременно в этот момент сливали топливо. Все водители в один голос, говорили о сбое программы контроля. Но такой обман очень быстро был разоблачен, а как правильно заправлять автомобиль они уже научены давно.